ОТДЫХ

ОТДЫХ

В Корею - за Всемирным наследием

Ежегодно Южную Корею посещает 100 тысяч туристов из России. Если поток с каждым годом растет, то вот география поездок остается прежней. Зимой популярны горнолыжные курорты, летом – остров Чеджу. И обязательная программа всех поездок – парки развлечений и шоппинг в Сеуле. Между тем, в Корее есть немало и других интересных мест.

На юго-востоке страны, в провинции Северная Кёнсан, расположен город Кёнджу. Далеко не самый крупный город. Между тем, Кёнджу – один из основных туристических центров, второй по посещаемости город в Южной Корее после Сеула. Ежегодно сюда приезжает более 5 млн. туристов. Когда-то Кёнджу был столицей древнекорейского государства Силла (57-935 гг. н.э.) и одним из самых процветающих городов Восточной Азии. С тех пор в городе осталось множество памятников истории и культуры. После падения династии Силла город постепенно утратил своё значение. Но в последние годы за счет туризма Кёнджу снова переживает период подъема. При этом интересен не только сам Кёнджу, но и маленькие городки и деревушки вокруг. Впрочем, обо всем по порядку.

Все для туристов

В Страну утренней свежести я приехал по приглашению Национальной организации туризма Кореи. Повод – более чем приятный. Летом 2010 года на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО был обновлен Список Всемирного наследия, в который были внесены пятнадцать культурных объектов. Среди них - древние деревни Хахве (Hahoe) и Яндон (Yangdong) в Южной Корее. Вот корейцы и решили показать эти деревушки иностранным журналистам.

Наша группа оказалась интернациональной и весьма разношерстной. Француз Жан-Бернар представился как travel writer - пишет и фотографирует для самого известного и популярного путеводителя мира – Lonely Planet. Американка Мариан Голдберг – специалист в области туристического маркетинга, постоянно колесит по миру. Недавно была в Китае, теперь вот Корея, а уже через две недели ей предстояло снова лететь из Нью-Йорка в Японию. Синтия Дэвид из Канады – food writer – пишет о кухнях разных стран. Наконец, Малте Колленберг – немец, живет в Корее, работает в Сеуле в информационном агентстве. Интернациональное общение скрашивало утомительные переезды по стране. Хотя утомительное – слово чересчур сильное. Дороги в Корее – ровные как бильярдный стол. Так что спится в автобусе хорошо.

Кстати, об автобусах. Как известно 2010 год был объявлен «Годом посещения Кореи». По такому случаю власти Южной Кореи специально для туристов запустили бесплатные автобусы, курсирующие между Сеулом и двумя городами – Чонджу и Кёнджу. Путешествие организовано с максимальным комфортом: в автобусе оборудованы персональные DVD-системы с наушниками, предоставлены туристические брошюры, есть даже доступ в интернет. В общем, все для туристов, лишь бы приезжали.

Город-музей Кёнджу

Из Сеула до Кёнджу примерно 5 часов езды. Правда, путь наш лежал дальше, а потому увидеть город довелось лишь через стекло автобуса. А жаль. Ведь Кёнджу называют городом-музеем. К примеру, очень хотелось увидеть визитную карточку города – башню-обсерваторию Чомсондэ. Это одна из старейших сохранившихся астрономических обсерваторий в Восточной Азии. Также в окрестностях Кёнджу расположено множество гробниц правителей Силла. Одно из погребений - гробница вана (правителя) Мунму, умершего в 681 году – находится в … море. Мунму, первый ван Объединённого Силла, пожелал быть похороненым там для того, чтобы после смерти стать драконом, охраняющим Силла с берега.

Но посещение этих достопримечательностей придется отложить до следующего раза. А пока нас ждали храм Соккурам и монастырь Пульгукса – первые достопримечательности в Корее, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1995 году).

Храм-пещера

От автопарковки минут десять прогулки по дорожке вдоль обрыва и вот мы в Соккураме.

Соккурам – это храм-пещера, внутри которой сидит Будда. На родине буддизма в Индии храмы иногда размещались в пещерах. Вот и жители королевства Силла решили построить пещерный храм. Но техника горных работ не позволяла в то время выдолбить в твердой породе помещение больших размеров и поэтому строители соорудили искусственную пещеру, в которой и разместили храм. Уникальность пещеры была в том, что здесь по необъяснимой причине микроклимат поддерживался сам собой: происходила естественная вентиляция воздуха и конденсация влаги. Над входом в пещеру было устроено отверстие, через которое поступал воздух и свет. Света, проходящего через отверстие, хватало для освещения всего храма. Но в 1913-1915 году, японцы, аннексировавшие Корею, решили провести реконструкцию пещеры: отверстие закрыли, а саму пещеру укрепили слоем цемента. В итоге уникальный баланс был нарушен и началось разрушение статуи и грота. Сейчас микроклимат поддерживается искусственно, а пещеру пришлось отгородить стеклом. Правда, раз в год, 22 декабря в день зимнего солнцестояния, двери храма распахиваются на восходе, чтобы верующие могли встретить восходящее солнце вместе с Буддой.

Внутри храма запрещено фотографировать. Но я изловчился и тайком щелкнул висящим на шее фотоаппаратом. Что впрочем, делали и другие туристы.

Трехметровый Будда Шакьямуни сидит, как положено, в позе лотоса и смотрит на восток, в сторону моря, которое можно увидеть в хорошую погоду. Будда призван защищать страну от захватчиков. Учитывая, что смотрит он в сторону Японии, не трудно догадаться, кто был главным врагом в то время. Помимо собственно Будды ценность представляют скульптуры, украшающие стены грота – более четырех десятков статуй и барельефов, изображающих различные божества буддийского учения.

Название храма Пульгукса переводится как «Храм земли Будды». Строительство столь грандиозного по тем временам комплекса, по замыслу, должно было отражать стабильность и процветание правящей династии королевства Силла. За свою более чем тысячелетнюю историю монастырь Пульгукса пережил многое. В 1593 году были сожжены все деревянные строения. В последующие два столетия было предпринято около 40 попыток восстановления Пульгукса. Но в итоге он был отстроен практически заново в ходе реконструкции в 1969-1973 гг. Сегодня монастырь считается национальной исторической достопримечательностью Кореи номер один. На его территории находится более десятка реликвий, имеющих статус «национальное сокровище Кореи».

Считается, что эти лестницы-мосты связывают мир людей с миром Будды. Вход в храм также носит поэтическое название – «ворота Фиолетового тумана». Проход через эти ворота символизирует, что пришедший распрощался с земными страданиями и пришел в мир Будды.

Правда, туристы входят в храм с бокового входа. Лестницам уже как-никак 1200 лет и они просто могут не устоять под напором сотен тысяч туристов.

Внутренняя часть монастыря представляет собой несколько дворов с павильонами и галереями. В главном дворе Пульгукса расположен павильон Тэунджон, а также стоят две каменные пагоды – Таботхап и Соккатхап, символизирующие мужское и женское начало Инь и Янь. Трехярусную пагоду Таботхап когда-то «охраняли» четыре каменных льва, но сохранился только один. Второй находится в Британском музее в Лондоне, а про оставшихся двух ходили слухи, что их видели в начале XX века в одном из ресторанов Токио. Но насколько эти слухи соответствуют действительности - неизвестно.

Пагода Соккатхап символизирует бесконечность буддизма и самого Будду в бесконечности познания.

Я бесконечность не познал, но почти достиг просветления. Во всяком случае, гуляя по монастырю, забываешь о мирской суете и заботах. Может поэтому и устремляются тысячи корейцев каждые выходные в этот и другие буддистские монастыри. А иностранцы приезжают на так называемый templestay – пожить дня три в монастыре жизнью буддистских монахов.

Источник - poplanete.ru